Перечислять зашквары Life уже все устали». Интервью с автором Telegram‐канала «КАК‐ТО ВОТ ТАК»
«360» продолжает разговаривать с создателями популярных Telegram‐каналов. Основатель проекта «КАК‐ТО ВОТ ТАК» рассказал, что обсуждают между собой авторы популярных каналов, почему он не боится силовиков и деанонимизации и стоит ли сейчас открывать канал, чтобы заработать денег.
— Привет, ребята!
— Сразу к делу. Как пришла идея открыть канал? У вас в описании говорится, что вы — журналисты крупного федерального издания, которые пишут новости так, как не разрешают. Просто в один момент решили, что пора попробовать новое?
— Вопрос «Из какого вы СМИ?» задавали не раз — и просто приоткрою завесу тайны для коллег из Telegram и читателей: ведет канал « ВОТ ТАК» студент четвертого курса, все очень просто. Зовут меня Анатолий Спирин, и коллеги по цеху знают автора канала под этим именем. Веду совершенно один, и никаких других авторов нет. Описание канала дает возможность транслировать интересную легенду, вот я и решил, что, по крайней мере, на начальном этапе это может придать заметкам весомости. Как видите, сработало:) Наверное, после интервью пора менять легенду.
— В каком университете вы учитесь? Или хотя бы на кого?
— Ульяновский государственный технический университет, «Реклама и связи с общественностью в государственных и негосударственных структурах». Не скрываюсь и не пытаюсь. Так что если товарищ майор захочет меня найти — может даже не искать это интервью, знаю, что на меня в региональном УФСБ уже лежит своя папочка.
— Анатолий Спирин — это настоящее имя или псевдоним?
— Полностью настоящее, но паспорт показывать не буду:)
— Если вы сейчас впервые называете свое имя, не боитесь потерять анонимность? канал местами довольно провокационный.
— Я не могу потерять то, чего не имею:) Меня пытались разоблачать с одного канала, который на заре своей говнодеятельности звался «Компроматы и инсайды» (кто помнит, поймут), и найти мой профиль «ВКонтакте» — дело одной минуты. Разоблачают тех, кому есть что скрывать. Мне же скрывать особо нечего. Если наступят проблемы с тем, что я публикую (а их быть не должно), то знаю людей, которые прикроют и помогут. Той же «ПОСТПРАВДЕ» помогли siloviki с «338» — анонимы здесь друг за друга могут держаться.
— В чем фишка канала? Если пробежаться глазами, то кажется, что единственное отличие — выборка новостей. В остальном — просто рерайт и немного своего мнения.
— У вас почти 12 тысяч подписчиков, недавно вы завели чат. Вы уже понимаете, кто ваша целевая аудитория?
— Понимание своей ЦА для меня было с самого начала — это молодые люди, которые любят политику, но не слишком в ней разбираются, чтобы читать скучную аналитику из деловых и политических изданий. Скажу так, что наша аудитория — это скорее «поколение Z». Для них политика — не традиционная политика в представлении других поколений, а грамотное сочетание инфоповодов и мемов. Все, кто старше 25 лет — думаю, они уже здесь чисто для того, чтобы расслабиться и почитать не про «усиление группы Володина/Школова/Мудилова», а про то, что «вот тут Путина *******» [обманули], а вот здесь — «смотрите, это чинуш обосрался, выносите его». вот так:)
Но нас читают политологи, пиарщики, журналисты и прочие, кто относятся к формированию и отражению повестки. Про людей из высоких и широких кабинетов не уточняли, про silovikov тоже, но искренне надеемся на это.
— Сколько стоит реклама в вашем канале?
— Цены у моего канала в политическом секторе одни из самых демократичных для канала на 12 тысяч подписчиков. За прайсом пишите в контакты в описание канала, . «Вбросы» и «война компроматов» за уже большие деньги, но договориться всегда можно. Разумеется, после 15 тысяч будем уже повышать. Буду. Привык от имени «редакции» говорить:)
— Какие деньги сейчас приносит « ВОТ ТАК» в месяц?
— Ищу вокруг себя Юрку Дудя, но не вижу. Ладно:) Не астрономические цифры, но для комфортной жизни студента из Поволжья вполне хватает. Могу помогать семье и не просить у них денег на жизнь.
— Вы планировали зарабатывать, когда создавали канал, или это просто приятный бонус?
— До первых двух тысяч подписчиков это было просто «для души», чтобы собирать интересующее меня и аудиторию моего основного проекта в одном месте. А как пошли размещения — это стало уже основным способом заработка. Но стараюсь не насиловать себя ради денег и рейтингов, я такого в свои годы напробовался в «Живом Журнале“.
— Есть ли у « ВОТ ТАК» серьезная стратегия развития? Возможно, вы собираетесь снять офис и нанять пару человек?
— Честно — стратегии пока как таковой нет. То есть существуют варианты втискивать новые форматы записей, есть идея взять одного человека на написание новостей, но пока это все. Я вполне справляюсь сам. Да и как вообще у «******** редакции» [сумасшедшей редакции] может быть серьезная стратегия развития?
— Есть ли у канала цель? Вырасти до 100 тысяч подписчиков? Завоевать весь мир?
— Если дорвемся до 30 тысяч человек — я уже буду доволен. Если дальше — круто, почему нет? Но дело для меня скорее не в писькомерках типа просмотров, подписчиков и цитирования — это для меня угар, способ отвести душу и возможность заиметь новые контакты (чему пиарщиков лично у меня в университете натаскивают с первого курса).
— Предлагали ли вам продать канал? Если бы вы согласились это сделать, то за сколько?
— Не предлагали. Такие люди точно не писали. Недавно в одной подборке канал «Щука Путина» при поддержке «Устинов троллит» неведомым экспертным анализом « ВОТ ТАК» оценил в один миллион рублей. При оценке ботом — 500 тысяч рублей. Если бы мне предложили два миллиона рублей или более — я бы согласился. Этого мне хватит на обустройство в жизни (и, возможно, уже в другой стране) и на первичный старт новых проектов.
— Ведете ли вы другие каналы?
— Признаюсь, веду на партнерской основе канал «Мама» совместно с еще одним администратором, которого в «тусовочке» знают. Но это скорее для души. Это как «Бывшая», только мама, которая спрашивает, надел ли ты шапочку и кушал ли ты.
— К слову, откуда появилось название?
— Назовите несколько любимых каналов о политике и не о политике.
— Из политики: «Кремлевский мамковед», «Караульный», «Медиатехнолог», Ortega, «ОПЕР слил», «338», «Вячеслав Смирнов», «Акитилоп», «ПОСТПРАВДА», «Выпускайте Кракена!», «Мышь в овощном», «Тверской», «Теория элит», «Устинов троллит», «Д///ИХАД», «Хвастун и Соня», «КСТАТИ!», «Незыгарь», «Гузиев», Baronova, Simbirsk.city (земляки).
Из не политических: «Леонардо Ди Ванче», «БР», «Беспощадный пиарщик», «Товарищ майор», «Автопортрет» (проект ведущего Саши Андреева с Вести FM — недавно познакомился с ним), Morena Morana (коллега из ЖЖ) ,«Москва | инструкция по выживанию».
Наверное, назвал каналов больше, чем еще из ваших гостей, но так как я человек молодой, мне большой объем информации легче держать. В среднем я подписан примерно на сотню каналов. Осиливаю.
— С авторами каких каналов вы поддерживаете связь?
— В основном с «Мамковедом» (втянули в тусовку и многое тут объяснили), списывался недавно с «Медиатехнологом», «Опером» и «338» (душевные ребята). Пересекаюсь со Смирновым, с «Кракеном», Гузиевым, нередко общаюсь с Устиновым. Недавно пообщался по паре моментов с автором «Леонардо Ди Ванче» — классный мужик. А каналы «Автопортрет» и Morena Morana в разных степенях запускались с помощью моих советов и поддержки.
Но в целом я обнаружил, что тут вполне легко связаться с автором практически любого канала. И они так же спокойно могут ответить на любой вопрос, с ними несложно о договориться. И для меня, как для простого студента — это важная ценность Telegram: тут практически нет расслоения, все одинаково равны.
— Вы общаетесь с автором канала «Кремлевский мамковед». Вы были знакомы до создания ? Возможно, вы сидите в одном кабинете на Старой площади?
— Чуть ли не каждый день обсуждаем различные рабочие и не очень моменты, но познакомился только на своих 1,5 тысячи подписчиках. В одном кабинете точно не сидим (я ж не из АП, ну), но увидеться offline очень хотел бы. Хотя бы в их кабинете.
— Всегда было интересно: что обсуждают авторы разных ? Инсайды? Новости? Расценки на рекламу? Подписчиков?
— Все, что перечислено. И, да, они умеют смеяться над мемами и прочими шутками. Авторская тусовка похожа в этом смысле на собрание коллег в пятницу — выпивают, обсуждают наболевшее, советуются и иногда мутят сотрудничество. Разумеется, без перемывки косточек отдельным коллегам по цеху не обходится.
— Какие СМИ вы читаете?
— «Медузу», ТАСС, РИА, Lenta.ru, «Газета.ru», «Новости Mail.ru», временами «Ведомости» и «Коммерсант». К сожалению, Life.ru, но у них правда достаточно быстрые новости с временами дикими заголовками, что прямо для нас, но стараюсь оттуда брать все меньше для постов. Из непосредственно печатных — «Русский репортер» моя любовь, не могу удержаться, чтобы не купить их журнал в печати.
— А какие СМИ на федеральном уровне, на ваш взгляд, совсем никакие?
— Life.ru, разумеется. Перечислять их зашквары уже все устали. Считаю, что «Комсомольская правда» никакая — скорее сборник желтых историй. В эту же корзину «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты».
— Как вообще оцените состояние российской журналистики?
— Я как человек совершенно молодой (21 год, как никак!) мечусь между двумя позициями: «Несите новую, эта все» и «О, она подает признаки жизни!». Не строю иллюзий по поводу честности и прозрачности нашей журналистики, но изредка я вижу просветы и думаю, что шансы есть. Хотите настоящую журналистику — почитайте «Русский репортер», его я считаю наидостойнейшим изданием.
— Есть мнение, что рано или поздно классические СМИ умрут и все будут получать информацию только из соцсетей. Не кажется ли вам, что — это первый шаг к этой новой эпохе?
— Ну лично я из соцсетей не читаю новости — и в традиционные СМИ еще верю. И вряд ли они умрут. Тут скорее дело за новыми медиа — на стыке и его эффективных представительств в мессенджерах и соцсетях. Но ядром такого медиа будет оставаться непосредственно . Ну, так я считаю, могу ошибаться. А вот является ли Telegram «первым шагом к новой эпохе» — скорее не первым, просто совершенно новым. Но тут надо смотреть — не один же Telegram был, есть и будет, куда проникают и проникнут еще СМИ?
— Что дальше будет с ? Есть ощущение, что их уже слишком много, особенно новостных и политических.
— Да, этот мессенджер уже слишком тесен для всех. Их действительно очень много. И как мне кажется, тренд на Telegram сильно зависит от политической повестки — то есть до выборов 2018 будет еще больше каналов, еще больше информации, а потом — спад и смерть. Думаю, до начала спада будет еще . Был бы рад ошибаться.
— У вас есть объяснение, почему в Telegram так хорошо себя чувствуют разные о политике и не только?
— Да видите ли, *** вот его знает. Я постоянно провожу аналогии между «Живым Журналом» и Telegram, и вот тут надо искать. Считаю, что тут все дело в аудитории — в большинстве своем умные и образованные люди, у которых есть спрос на политику. Традиционные СМИ надоели — и теперь им интересно мнение анонимов, вдруг там поинтереснее? Но со временем анонимов станет еще меньше, и иногда таких анонимам приходится показывать лицо и имя, потому что анонимам, кажется, доверяют все меньше и меньше. Персонализация материалов вкрадывается и сюда.
— Почему авторские и анонимные новостные каналы намного популярней, чем каналы настоящих СМИ? Получается, журналисты немного опоздали и сейчас наверстывают упущенное?
— Доверие к СМИ в этой стране подорвано не первый год. Вот заходит человек в Telegram — и что ему там этот канал «Дождя» или «Медузы»? Он может так же спокойно их сайты открыть и читать. Другое дело — конкретные авторы и анонимы нигде, кроме Telegram, могут не обитать. Так что вот тебе «Подписаться», а тебя я могу в браузере раз в неделю открывать. И да, про «журналисты опоздали» — верно, все как обычно.
— Стоит ли обычному человеку сейчас заводить канал, чтобы заработать? Или поезд уже ушел?
— Считаю и всем говорю, что сейчас рваться в Telegram — все равно что пытаться успеть на последний поезд, бежать за ним и прыгнуть на подножку последнего вагона. Вроде бы успел, но перспективы — *** его знает. Догнать мастодонтов вряд ли уже получится, порог вхождения для заработка высоковат, и если есть ресурсы на развитие своего канала, то рискните, тут еще может выгореть. Но это неточно:)