Mash. Как телеграм-канал стал новой бизнес-моделью
Основатель популярного канала Никита Могутин продал свою долю. Он рассказал Business FM, как такие проекты зарабатывают деньги. Почему продажа телеграм-канала не имеет смысла и в чем преимущества и недостатки «СМИ без правил»?
Mash стал одним из символов новой модели медиабизнеса. Он появился не на пустом месте. Основным владельцем изначально был основатель Life Арам Габрелянов. И на базе Life канал и создали — с сотрудниками, которые знают, как добывать эксклюзивные новости, и со всем огромным ресурсом медиахолдинга, в котором, кстати, у Габрелянова лишь четверть.
Остальные 75% у компании, чьи данные, как замечал «Коммерсантъ», совпадают с данными Национальной Медиа Группы Юрия Ковальчука. Раскрутка телеграм-канала началась с того, что на него начал ссылаться Life. Потом и другие СМИ, в том числе федеральные. Так началась монетизация. И в итоге большой доход стала приносить побочная деятельность Mash.
Никита Могутин бывший совладелец и руководитель проекта Mash «Появились крупные федеральные площадки, которые стали покупать у нас контент. Через какое-то время это стали долгосрочные сотрудничества. Ну, и, собственно, это давало свой хлеб. А в последнее время там так очень плотно, очень хорошо пошли спецпроекты. Это когда вы для клиента что-то делаете, запускаете от вирусного видео до какой-то сложной многоходовой истории с вирусом, с выходом из этого вируса, с новостями, со всем-всем-всем. Ну, а никто не знает, что это вы делали. Все знают, какой красавчик клиент».
Финансовые данные менеджер разгласить отказался, поскольку он больше не руководит Mash. Но ранее изданию Znak.com он говорил, что только в феврале этого года телеграм-канал заработал почти 4 млн рублей. Для настоящего предприятия это копейки. С учетом всех расходов хватит, чтобы прокормить примерно 10 человек, а в Mash их 27.
Но если работать на всем чужом — отличный дополнительный доход. Поэтому непонятно, что именно продал Могутин. Без команды, без огромного медиаресурса, а значит, и без уникального контента телеграм-канал вряд ли что-то стоит. Конечно, есть бренд, но в нынешних реалиях и на таких площадках бренды быстро забываются. Сейчас у Mash 378 тысяч подписчиков в Telegram. И больше миллиона у паблика «ВКонтакте». Но сегодня они есть, а завтра могут и не быть, замечает политолог Евгений Минченко.
alt=»Евгений Минченко» />Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» «Мне, например, предлагали продать один из наших телеграм-каналов, у меня есть «Политбюро 2.0». Но я отказался, потому что это абсолютно бессмысленная история, потому что если другой человек его будет наполнять, ну, собственно, и подписчики уйдут, потому что это же авторская история, и люди хотят получать именно тот оригинальный контент, за которым они туда пришли. В Telegram подписчик — это существо такое, ему интересно — он подписчик, ему неинтересно — он отписывается».
Для такого бизнеса не нужно создавать собственную площадку, не нужны дорогостоящие технические специалисты. Все это уже есть. Нужно завоевать аудиторию. Телеграм-каналы — это не СМИ и могут писать что хотят и не опасаясь никакой ответственности. Такие проекты живут там, где нет никакого регулирования. Это и хорошо, и плохо.
Хорошо для бизнеса: запрещенные приемы помогают получить прибыль. Но там, где нет правил, там нет и правды. А без этого ничего долго не живет. В отличие от тех, кто и несут ответственность, и привлекают новую аудиторию. Кстати, прогнозы, что через 20 лет ничего не будет, кроме телевидения (YouTube или Telegram), еще ни разу не сбылись.