Обзоры

Экран для проектора. Как выбирать?

Давайте сначала рассмотрим, что нам предлагают проекторы как таковые в рамках технологий. Во-первых, это изменение геометрии проекции (трапеции) в случаях, когда устройство расположено не напротив экрана, а под определенным углом, идеальных условий не бывает. Во-вторых, даются различные режимы воспроизведения с переворотом изображения, например, зеркальный для случаев, когда проектор стоит позади экрана и работает на просвет (система обратной проекции), вертикальный переворот, для случаев потолочного крепления. В-третьих, что также важно, каждый проектор предусматривает рабочее разрешение с определенной геометрией. Как мы знаем, существует два варианта соотношения сторон, а именно, 4:3 (компьютерный вариант, офисные приложения) и 16:9 (кино, большинство современных игр). Cтоит отметить, что большинство проекторов обычно работает в трех режимах: высокий, динамический, экономный, которые разделяются не только по срокам использования лампы, но и по рабочим характеристикам яркости.

А чем плоха белая стена?

Вообще, наиболее часто встречаемый случай, который можно увидеть в быту — это просто отсутствие экрана и проецирование изображения на белую стену, некоторые крепят ватман и так далее. В принципе, сам проектор является устройством не дешевым, и в некоторых случаях при его покупке об экране не думают. Первые мысли возникают, когда устройство первый раз включено, быстро находится какое-нибудь подходящее решение, после чего проблема якобы исчезает. Между тем, в таком случае вы лишаете себя удовольствия более качественного просмотра. Хотя приобретение экрана — это тоже не рядовая покупка.

Вариант с белой стеной, в принципе, не так уж и критичен на самом деле, особенно при условии, что эту поверхность можно мыть. Если же это обычные белые обои, то возникнут проблемы с загрязнением и так далее. Вообще, при достаточно высокой яркости, которой обладают на сегодня, пожалуй, уже все модели, для проецирования подойдет любая светлая поверхность (например, даже обычные обои с рисунком:), дело в том, что он не видим), но специальные решения в области экранов позволяют значительно улучшить характеристики изображения, такие как яркость, контрастность и цветопередача.

Даже более того, можно говорить и об экономии. Ведь не секрет, что одним из самых дорогих элементов проектора является лампа, которую нужно периодически менять. В экономном режиме она прослужит дольше, но этот вариант предусматривает наименьшее значение яркости. Прибавьте к этому недостатки использования обычной светлой поверхности, а не профессионального экрана, в результате, человек в любом случае потянется к переключению на динамический или высокий режимы работы. Лампу придется менять чаще. Другими словами, экраны, во-первых, себя окупают, во-вторых, дают экономию.

В принципе, наиболее часто вопросами приобретения экранов задаются те, кто с ними уже имел дело и ему есть с чем сравнивать. А, во-вторых, экраны нужны для аудиторий, кабинетов для проведения брифингов и тому подобного.

Какими бывают экраны?

Первоначально следует ввести разделение экранов на стационарные и мобильные. Стационарные могут быть рулонными или натяжными, мобильные — это обычно не очень дорогие модели, которые можно сворачивать в тубус, но типы конструкции и установки могут быть разные (подвешиваются на треногу, прикрепляются к стене и так далее). В принципе, данный вопрос и сопутствующие ему (механизмы подъема для рулонных вариантов, штативы и т.п.) не должны вызывать трудностей при выборе. То есть можно ориентироваться на месте. Гораздо труднее многим разобраться в типах полотен, и именно этой теме мы уделим основное внимание.

Читать так же:  Проект ibm watson способен бросить вызов коллегам анатолия вассермана

Ключевые характеристики

Для начала приведем основной список, а потом его расшифруем:
Коэффициент усиления
Контрастность
Равномерность
Угол обзора
Цвет поверхности
Для экранов в основном используется несколько типов основ: текстильная, из стекловолокна и винила. На эти основы наносится светоотражающий слой, который может быть выполнен из разных материалов и подразумевать различные технологии. При этом, говоря об основах, сразу же стоит отметить механическую составляющую, например, варианты на виниле не рекомендуется сворачивать, если не используются специальные ноу-хау в области эластичных материалов.
Коэффициент усиления (коэффициент усиления яркости) показывает отношение отраженного от поверхности света к упавшему.

Характеристика контрастности в представлении не нуждается, а вот равномерность — это вещь специфическая, поскольку зависит от очень многого. Например, сворачивающиеся экраны могут обладать неровностями, складками. Это зависит во многом от применяемой технологии. Многие модели оснащаются дополнительными крепежными элементами, обеспечивающими хорошее натяжение и тому подобными решениями. Помимо этого некоторые технологии реализации светоотражающих поверхностей чувствительны к углу проецирования и важным является места расположения проектора и зрителя. Кстати, поэтому часто среди характеристик указывается и угол обзора.

Цвет поверхности также важен. Дело в том, что основная проблема при работе с проекторами, особенно в несильно затемненных помещениях либо при больших значениях яркости — передача черного цвета. В описанных ситуациях он будет воспроизводится как серый. Посему многие экраны делают не белыми, а серыми, плюс добавляются специальные технологии светопоглощения, в результате занчительно повышается значение контрастности, но мы начинаем проигрывать в коэффициенте усиления.

Диффузные экранные полотна

Диффузные экранные полотна являются самыми распространенными. Среди наиболее часто встречаемых вариантов в недорогом сегменте можно встретить Matte White (MW) — это обычное виниловое полотно с матовой белой поверхностью, коэффициент усиления равен 1.0 (то есть, усиления нет). Используется в экранах всех типов, обладает широким углом обзора (100-140 градусов, в зависимости от производителя), моющееся. У данной технологии есть ряд недостатков, которые возникают в силу слова «винил», то есть, его лучше не сворачивать и вообще никак не деформировать, иначе на поверхности появляются неровности. Также этот тип полотна чувствителен к изменениям температуры и влажности. Зато MW является самой недорогой технологией.

Стоит отметить, что у фирмы Da-Lite имеется нормальное решение данного вопроса, причем без использования тканевой основы, называется Da-Mat. А среди современных моделей экранов в бюджетном ценовом диапазоне наиболее распространен другой вариант, а именно, Fiberglass Matte White (FMW). Это матово-белая поверхность, моющаяся, сделана на основе стекловолокна с нанесенным поверх виниловым слоем, коэффициент усиления и угол обзора, такие же как и у MW. Используется в экранах всех типов, причем данная технология активно присутствует в продукции большинства производителей экранов. Оба варианта, MW и FMW имеют один недостаток, а именно не совсем подходят при использовании в затемненных помещениях с яркими проекторами. Главными артефактами являются блики на изображении.

Читать так же:  Hp переключает свои мобильные устройства с windows на webos

Для исправления ситуации выпущена другая разновидность — PS Matte White (PS MW), которая наиболее распространена для стационарных натяжных вариантов. В данном случае мы говорим о эластичном полотне с матовым белым покрытием и присутствием ноу-хау в виде микроскопических углублений, расположенных по всей поверхности экрана, что позволяет избавиться от бликов. Коэффициент усиления и угол обзора, такие же как и у MW. Что интересно у многих производителей под аббревиатурой MW фактически подразумевается FMW. Тут легко запутаться, потому как MW просто переводится как матово-белая.

У достаточно известной на данном рынке фирмы Draper есть и отдельная чисто виниловая разновидность, под названием M1300, ключевым отличием которой является повышенное значение коэффициента усиления, которое составляет 1,3.
Что касается вариантов с повышением характеристики контрастности, то есть несколько технологий, например, High Contrast Grey (HCG), которая подразумевает серую поверхность, причем сама структура полотна подразумевает текстильную основу и четыре различных слоя на ней. В данном случае страдает коэффициент усиления, который меньше 1 (порядка 0,8-0,9), но угол обзора составляет 140 градусов.

Разновидность на основе из стекловолокна называется Fiberglass High Contrast Grey (FHCG). Характеристики такие же как и у HCG, вернее, это фактически серая разновидность Fiberglass Matte White (FMW). По аналогии с PS Matte White (PS MW) существует PS High Contrast Grey (PS HCG), правда, в данном случае поверхность серого экрана является более гладкой.
Также у других производителей можно найти технологические аббревиатуры для серых экранов с подобными характеристиками и применяемыми технологиями — High Contrast, HiDef Grey. Хотя, если говорить конкретно о технологии High Contrast в рамках реализации от фирмы Da-Lite, то там коэффициент усиления составляет рекордную цифру 1,1.

Зеркально-отражающие полотна

Выше мы писали о том, что существуют экраны, которые могут увеличивать значение яркости. Делается это по двум ключевым принципам: зеркального и обратного отражения. Для зеркальных актуальны технологии Datalux M-F-S, Pearlscent. Причем такие экраны на нашем рынке являются редкостью, хотя в магазинах, торгующих дорогим hi-end оборудованием для домашних кинотеатров их можно встретить.

Обратно-отражающие полотна

Обратно-отражающие полотна также называют бисерными, причем в продаже они встречаются гораздо чаще. Технологически бисерные полотна подразумевают прессовку мелких стеклянных зерен-микролинз на матовую белую основу. По существу, микролинзы — это маленькие стеклянные шарики (0,01-0,05 мм), а сами экраны работают наподобие светоотражателей (в принципе, это фактически одна и та же технология). Коэффициент усиления получается большим, порядка 2,0-3,0 в зависимости от производителя. Единственный недостаток такой технологии — малый угол обзора (обычно не более 70 градусов), причем проектор должен быть расположен фактически перпендикулярно экрану, то есть вариант потолочного крепления не подойдет, за исключением ноу-хау от Da-Lite под названием Video Spectra (коэффициент усиления 1,5). Ключевая технология в этой области называется Glass beaded (GB), собственно, ее структуру мы и описали выше. Для данных экранов есть серые разновидности.

Читать так же:  Microsoft продемонстрировала преимущества аппаратного ускорения в ie10

Просветные полотна (экраны обратной проекции)

Данный тип полотен не совсем подходит для использования в рамках домашних кинотеатров по двум причинам. Первая: они подразумевают изображение на просвет, то есть проектор должен быть расположен за экраном, а для этого нужно достаточно много пространства. Вторая: технически это одна из самых сложных и дорогих реализаций. Хотя с точки зрения качества, — один из лучших вариантов (лучше контрастность, а коэффициент усиления равен примерно 2-2,2).
Ключевые технологии в этом сегменте имеют названия Cineflex, PS Cineflex, Da-Tex.

Как выбирать?

Изначально вам нужно определиться с диагональю экрана и режимом работы, в котором вы хотите использовать проектор, то есть, высчитать оптимальную яркость, а дальше ориентироваться по таблице. Не забудьте о геометрии. Кстати, большинство проекторов подразумевают 16:9.

Затем следует определиться с исполнением, которое вам необходимо. Например, для стационарных вариантов наиболее предпочтителен вариант с натяжным экраном. Если вы остановили свой выбор на рулонном, стоит сказать, что в ряде случаев вы все равно придете к тому, что лучше ему быть в развернутом виде, потому как какая бы основа не была, все равно, чаще всего неровности проявятся.

После этого вы выбираете тип полотна. Конечно, в большинстве случаев люди руководствуются ценой. С другой стороны, нужно получить качество. Имеет смысл обратить внимание на серые варианты, которые дают высокое значение контрастности. Полотна с увеличением яркости (высоким коэффициентом усиления) хороши для проекторов с малым значением яркости, либо работающих в экономном режиме. Часто можно прочитать, что их применение выгодно для использования в аудиториях, но эти утверждения вызывают некоторые сомнения из-за малого угла обзора.

Подытожим

Экран является ничем иным как носителем изображения и подход к этому элементу должен быть соответствующим. Конечно, когда после приобретения проектора, человек узнает, что нужен еще один элемент, который иногда стоит, чуть ли не столько же, сколько и само устройство (а есть много экранов по цене выше $1000), то удивлению нет предела. Но это так. Причем технологии не стоят на месте, пользуются спросом, время от времени удешевляются, да, и производителей достаточно много. Главное — уметь во всем этом ориентироваться.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button